Классика баз данных - статьи

       

4GL не обеспечивают той эффективности


взаимодействующий с макетом базы данных (а возможно, и с реальной

базой данных, если она к этому времени подготовлена). Приходится

говорить про "прототип", поскольку большинство современных систем

4GL не обеспечивают той эффективности прикладных систем, какую

дают обычные языки программирования (как теперь принято

выражаться, 2GL или 3GL). Вместе с тем, стоит заметить, что уже

существует масса реально используемых информационных систем,

разработанных исключительно на том или ином 4GL. Кто знает, что

будет завтра, но тенденция к увеличению использования 4GL

очевидна.

Наконец, некоторое количество замечаний по поводу методологии

проектирования и разработки информационных систем. Для

профессиональных программистов постоянной проблемой являлся

разрыв между данными и программой. При наличии сложно

структурированной информации проектирование схемы базы данных

является не менее сложной задачей, чем написание собственно

прикладной системы. Очевидно, что всегда хуже иметь две сложные

задачи, чем одна, даже если в совокупности ее сложность

превосходит сложность каждой их первых задач в отдельности.

Решение этой проблемы предлагает объектно-ориентированный подход.

Если говорить совсем коротко, суть этого подхода состоит в том,

что проектируются не данные и программы в отдельности, а объекты,

сочетающие в себе и данные, и программы, информационно и

функционально характеризующие соответствующие сущности предметной

области. Подход полезен как с методологической точки зрения

(исчезают две разнородные характеристики предметной области -

данные и программы объединяются в объекты), так и с точки зрения

техники проектирования и разработки программных систем (вместо

двух технически не связанных, но логически переплетенных веток

образуется один надежный ствол).

Заметим, что в последнее время подавляющее большинство

CASE-систем и 4GL если не ориентируется, то обращает внимание на

объектно-ориентированный подход. Более того, стали появляться

методики по объектно-ориентированному использованию средств

автоматизированного проектирования и разработки информационных

систем, которые (средства) исходно для этого не предназначались.

Коротко отвечая на вопрос, заданный в заглавии, скажем, что

сегодня создателю информационной системы, как минимум, нужно

иметь базовые знания о современных СУБД, ориентироваться в мире

инструментальных средств разработки программных систем и иметь

представления об объектно-ориентированном подходе к

проектированию и разработке программ. Конечно, при этом неплохо

еще уметь программировать :-).


Содержание  Назад  Вперед