Классика баз данных - статьи

       

Качество (концепция).


На последний вопрос мы можем найти ответ в философии. Надо отметить, что между моделированием данных и философией имеется прямая связь - информация есть результат познания, а вопросами познания занимается именно философия. Важным для нас будет утверждение, которое фактически является философской аксиомой - процесс познания есть процесс взаимодействия. Вещи окружающего мира познаются только в их взаимодействии с другими вещами, будь то органы чувств, измерительные инструменты или какие-либо другие объекты реального мира. Следствием этого является очень важное высказывание - вся информация описывающая вещь является информацией о возможных взаимодействиях между этой вещью и другими вещами. Например, если существует информация о весе некоторого автомобиля, то это значит, что этот автомобиль будет притягиваться к земле и давить на основание; если человек имеет адрес - ему можно послать письмо; если стена имеет цвет - следовательно, она поглощает солнечный цвет в определенной части солнечного спектра и мы можем ее видеть. Это перечисление можно продолжать, поскольку число возможных способов взаимодействий между вещами неизвестно и, возможно, бесконечно.

В статье "Представление сложных идентифицируемых объектов в реляционных базах данных" я попытался ввести термин "сущность", который определяется как "информацию являющейся достаточной для установления определенной связи". К сожалению, использование слов "сущность" и "связь" может вызвать путаницу у русскоязычных читателей. Дело в том, что эти слова уже используется в сфере моделирования данных. Я имею в виду модель "сущность-связь" Чена, где в это слово вкладывается иной (абсолютно иной!) смысл. В русском языке слово "сущность" имеет несколько значений и, соответственно, может быть переведено на английский по-разному. Чен использует слово "entity", что означает "нечто существующее" и близко по смыслу к слову "объект" или "вещь".
В упомянутой статье термин "сущность" имеет смысл " существенная характеристика, позволяющая описать вещь с определенной точки зрения". В этом случае слово "сущность" может быть переведено на английский как "essence" и близко по смыслу слову "качество". Поэтому в дальнейшем будет употребляться именно этот термин - "качество". .Ему можно дать следующее определение: качество - это абстракция определяющее и описывающая способность вещей к определенному взаимодействию. Информация о вещи есть информация о её качествах.

Важно понимать, что качество описывает не сам факт взаимодействия (связь) и уж тем более не вещи, с которыми описываемая вещь взаимодействует. Например, качество "вес" вовсе не значит, что описываемая вещь давит на что-то, но не вызывает сомнения то, что она способна давить. Точно так же качество "цвет" не значит, что на описываемую вещь в данный момент кто-то смотрит, однако на нее можно посмотреть. Аналогично, качество "адрес" не значит, что по этому адресу уже послано письмо, но именно оно определяет возможность этого действия. Когда мы говорим, что вещь обладает некоторым качеством, это значит, что она обладает способностью взаимодействовать с другими объектами вполне определенным образом.

Качество является абстракцией, позволяющей описать вещь не описывая её реальное строение. Для примера рассмотрим тот же самый автомобиль. Фактически он представляет собой совокупность узлов, которые состоят из деталей, в свою очередь состоящих из атомов, .... и т.д. Соответственно, вес автомобиля является суммой весов узлов (деталей (атомов (... (и т.д.)))). Однако ли значит это, что для того, что бы знать вес автомобиля, нам нужно знать, как он устроен? Нет, для этого достаточно просто взвесить его и сохранить полученную информацию о его весе. Информация о весе никак не отражает внутреннее строение автомобиля. Наоборот, она описывает его как нечто целое, что обладает способностью притягиваться к земле или давить на дорогу, т.е.


взаимодействовать с окружающими вещами.

Еще один пример. Для описания некоторых вещей мы можем использовать свойство "адрес". Тем самым мы определяем, что данная вещь (например, человек, или фирма, или что-то еще) является адресуемой (в самом банальном смысле - ей можно послать письмо, или посмотреть по карте её местоположение). Информация о качестве "адрес" является результатом следующих связей между вещами: описываемая вещь находится в доме номер X расположенном на улицеY имеющейся в городе Z. Здесь "дом", "улица" "город" - это вещи, а "номер дома ", "название улицы", "имя города" - качества этих вещей. Свойство "адрес" является обобщением всех вышеперечисленных качеств всех вышеперечисленных вещей. Однако для того, что бы описать адресуемую вещь, нам совершенно не нужно описывать дома, улицы и города - надо просто знать адрес этой вещи. Существование этой информации позволяет сказать, что описываемая этой информацией вещь обладает способность к определенному взаимодействию - ей можно послать письмо, определить ее положение на карте и т.п. И в данном случае атрибут "адрес" не описывает строение реально существующих вещей, однако позволяет описать её способность к определенному взаимодействию с другими вещами.

Конечно же, природа разных качеств различна и далеко не всегда можно объяснить ее, однако в любом случае она сводиться к одной и той же схеме. Начнем с утверждения о том, что любую вещь можно рассматривать как совокупность других вещей.



Способность описываемой вещи к определенному взаимодействию с другими вещами определяется соответствующими способностями вещей, которые составляют (в самом общем смысле этого слова) описываемую. Исходя из этого, любое качество можно рассматривать как суперпозицию (обобщение) многих качеств.



Однако для того, что бы описать способность вещи к взаимодействию мы не должны определять первопричину этой способности и описывать реальную структуру вещи.Достаточно сказать, вещь обладает такой способностью к взаимодействию, то есть определенным качеством.



Вещь взаимодействует с другими вещами как единая сущность. Более того - именно во взаимодействиях вещь проявляется как единая сущность. Поэтому качество, описывая способность вещи (как единой сущности) к взаимодействию, не отражает и не должно отражать реальную внутреннюю структуру этой вещи. Следовательно, реальная структура вещи не имеет ничего общего со структурой информационного объекта описывающего эту вещь.


Содержание раздела